|
Художник, тем более театральный, - профессия не очень общественная. Даже само
понятие "сценография" для большинства остается загадкой. Зрители, которые
регулярно ходят в театры, конечно, обращают внимание на оформление, но далеко не
всегда задумываются, чей труд стоит за художественным, сценографическим решением
того или иного спектакля. Имя Эмиля Капелюша постоянно на устах людей, имеющих
отношение к театральной среде, и так же часто его можно встретить на афишах,
которые извещают о предстоящих премьерах и уже идущих спектаклях. Еще бы,
Капелюш – один из самых популярных в последнее время театральных художников. Он
отдает своей работе - оформлению сцен для спектаклей - почти все свое время и
творческий потенциал, а разные сцены, большие и малые, отвечают за это художнику
уважением и покорностью. Например, общение со сценой театра им. Коммисаржевской
(спектакль "Буря", один из любимых) принесло Капелюшу премию "Золотая маска", и
в последнее время редкость, если за месяц в городе не выйдет хотя бы одна
премьера с оформлением Эмиля Капелюша.
В чем секрет работоспособности и
таланта художника? Может быть в том, как он сам воспринимает материал: "Я отношусь к театру, как к живому организму, как, наверно, режиссер
относится к актерам, поэтому мне всегда интересно посмотреть на театральное
пространство, еще не "одетое", на его рельеф, на стены, на пол, на занавес..
Надо угадать тайну конкретного заданного пространства, и иногда это понимание и
дает мне толчок для мысли и фантазии. Попытка что-то увидеть, разгадать - само
по себе увлекательное занятие". Так или иначе, но профессиональным
силам Капелюша можно по-доброму позавидовать.
Покорив столь огромное
количество различных сценических пространств, Эмиль Борисович тем не менее
старается не выделять самые любимые спектакли - чтобы никого не забыть и не
обидеть. Безусловно, были постановки более удачные и те, которые не приносили
художнику максимального удовлетворения собственной работой. Особое место в
памяти Капелюша занимает в своем роде легендарный спектакль "Мрамор" с Сергеем
Дрейденом и Николаем Лавровым: "Мы показывали этот спектакль только в галерее
"Борей", несмотря на то, что были очень заманчивые предложения по поводу
гастролей. Но мы решили: поскольку "Мрамор" за время существования оброс мифами
и стал некой легендой для тех, кто его не видел, не он должен ехать к зрителям,
а пусть зрители приходят сами. Кому-то это удалось, а кто-то дойти не успел.
Больше "Мрамор" не идет, так как артиста Николая Лаврова уже нет с нами".
источник
статьи
|