| МАТЕРИАЛЫ О TEZZZ | ИНТЕРВЬЮ 1995-2оо3 | УВЛЕЧЕНИЯ TEZZZ | FAQ |

TEQUILA-ARCHIVE

Источник статьи: Журнал FUZZ № 1 (100), опубликовал сайт

Год: 2002

Название статьи: Неизвестный Федоров: Джаз без текилы (Часть III)

Автор: Лиза ПОТЕМКИНА

Дикий восток

- Там не вся музыка наша, часть музыки Рикошета. Там более песенный вариант. Мы писали специально для фильма песню. Там есть эпизод, где дело происходит в бандитском притоне образца фильма "Mad Max" - отдаленное будущее, постиндустриальная картинка. Мы тогда вновь встретились с ребятами, Костей и Дусером, которые играли в последней формации "Объекта" параллельно с "Пупсами" и собрали в итоге группу TEQUILAJAZZZ. Я там снимался: с длинными белыми волосами скачу по сцене в стиле BAUHAUS из фильма "Голод". Песня была вполне "нирванистая", а название у группы появилось позже, где-то через полгода. Вот и написано в титрах: "песни Федорова". В фильме еще звучит музыка, которую мы за полгода до этого записывали во Франции с моим франко-российским проектом, который к тому моменту приказал долго жить.

Упырь

- Мы играем там, как рок-группа. Там написано в титрах и на обложке кассеты - музыка ТЕКИЛАДЖАЗЗЗ, крупно, поверх картинки. Чтобы продавалось лучше, сказал продюсер. Жесткая история про вампиров и бандитов, мы очень развлекались, когда это записывали. Времени было очень мало, поэтому темпы были то ли коммунистические, то ли капиталистические. Я был только что после велосипедной аварии, весь такой муторный, поломанный, эта запись здорово поддержала тогда и отвлекла. Где-то в недрах 5-го канала до сих пор хранится документальный фильм про это безобразие - мы ведь озвучивали то, как осиновые колы пробивают туши несчастных вампиров! Особое воспоминание - знакомство во время записи с великим питерским киноведом Сергеем Добротворским, увы - теперь уже покойным...

Железная Пята Олигархии

- Мы давно с Башировым говорили, что надо что-то сделать. Потом неожиданно у него появились деньги, он решил на них снять кино, гипермалобюджетное, где снял всех друзей - КОЛИБРИ, Сергей Кагадеев, мы. Помимо съемок в эпизодах, мы там писали музыку. Там не было уже рока никакого, за исключением тех эпизодов, где мы играли на сцене в пролетарской столовке. При этом ни один из киноведов не заметил, что рок-группа довольно дебильного вида играет сплошную цитату из музыки Прокофьева к "Александру Невскому" Эйзенштейна. Вообще никто не заметил. На пластинке даже было написано: "Особая благодарность Сергею Прокофьеву, Сергею Эйзенштейну и Сергею Курехину" - потому что там есть моменты, которые я совершенно сознательно стилизовал под Курехина, такое электрическое гипертрофированное буги, как раз так, как любил делать Курехин. Там вообще очень много цитирования - как в визуальном смысле, где есть и Эйзенштейн, и Довженко, так и в музыкальном, в основном, это Шостакович и Прокофьев. Инна Волкова из КОЛИБРИ принесла потрясающую песню, которая стала жемчужиной этого саундтрека, ну а в пластинку мы уже не могли не вставить фрагментов башировских "прогонов".

О саундтреках

- Как вы относитесь к Курехину как к киномузыканту?

- "Господин Оформитель" - самый удачный в этом смысле. Когда я смотрел этот фильм первый раз - я дрожал как осиновый лист, как и вся страна. Мне до
Курехина еще расти и расти. Это человек гигантского масштаба. У нас абсолютно разные взгляды на музыку и на жизнь. Он был провокатор - в жизни и в музыке. Пересмешник такой. Я гораздо более сентиментальный человек, как это ни странно прозвучит. Поэтому, наверное, в наших сериалах нам иногда больше удаются сентиментальные сцены - мама с сыном прощается, например, и т.п. Мне бы очень хотелось озвучить мелодраму.

- А смотреть мелодрамы любите?

- Не люблю. Но есть хорошие мелодрамы. Я не имею ввиду "Цыгана" или "Москва слезам не верит". А вот "Еда и женщины на скорую руку", более тонкая мелодрама, без этих простомарийных дел.


- К какому фильму хотелось бы написать саундтрек?

- Хочется делать и боевик, и фильм ужасов. Страшнейший фильм ужасов, хоррор настоящий. При чем иначе, чем делают их обычно. Я большой поклонник
Бернарда Херманна, который писал музыку для фильмов Хичкока, он делал соответствующий саспенс такой. Мне бы хотелось сделать срывающий кожу, безжалостный к зрителю, к слушателю саундтрек. Чтобы вызвать настоящую дрожь. И в мелодраме это можно сделать точно так же. Хоррор, саспенс и триллер - вот что хочется. Но для этого нужно очень мощно владеть инструментарием. Плюс - понимать настроение, как Херманн. У Хичкока ведь обычный голливудский оркестр так сыграл.

- Как вы пишите партии инструментов, с которыми не знакомы?

- Я же все на компьютере и семплере делаю, потом мы встречаемся с музыкантами, я либо ставлю запись, либо на пальцах показываю ноты. Или как в случае с трубачом Мариинского театра, который в "ЖПО" играет финальное соло на трубе - мелодия очень простая, как решено это у
Эдуарда Артемьева в фильме "Свой среди чужих...", ясная чистая труба. Что делать со звуком он сразу понял, а мелодию ему пришлось писать - это специфика классического музыканта, который привык играть по нотам. И так бывает периодически, хотя более удобно разговаривать с музыкантами, умеющими импровизировать - вот Света Сурганова из "Снайперов" у нас на "Тайнах следствия" великолепных скрипок наиграла - замечательная была запись, так мы там разбушевались!

Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь

- Илья Макаров меня поймал в тот момент, когда мы "Железную пяту" доделывали. Я посмотрел кино, мне понравилось, там было много мелодрамы, но с хитрецой. Это был первый опыт мягкой музыки. В "ЖПО" мы делали классико-индустриально-роковую смесь, нойзовую. А здесь была именно киномузыка - эмбиентные, психоделические моменты, заигрывание с классическим звучанием, с псевдоклассикой. Тогда же мы привлекли для записи духовую секцию только что образовавшейся группы ЛЕНИНГРАД. Это была первая более разнообразная работа в плане саундтрека. Некоторые фрагменты - чистая босса-нова, другие - вполне поп-джазовые. Пара вещей обросла текстами и вошла вскоре в "Целлулоид".

Тайны следствия

Криминальный сериал, но без убийств в кадре, более интеллектуальный, о следователях прокуратуры, более запутанные дела, которые молодой девушке-следователю приходится распутывать. Восемь абсолютно отдельных фильмов, для каждого был написан свой саундтрек, в отличие от большинства сериалов, где одна и та же музыка звучит на протяжении всех серий. Здесь действие одной части происходит в монастыре, другой в морге, и поэтому там абсолютно разные саундтреки. Один, например, решен в полублатном ключе - городской романс/блатняк - потому что там много бомжей, такая привокзальная музыка.

- Вам удается любой жанр?

- Не знаю, насколько удается. Приходится использовать все - от хэви-метала до блатняка. Хотя блатняк тоже такой - с фигой в кармане, типа пары "увеличенных" аккордов..

О пародиях

- Работа на заказ не напрягает?

- Я уже несколько раз отказывался, потому что были совершенно не интересные предложения. Я чувствовал: вот, здесь я буду наступать себе на горло. Хотя очень интересно иногда бывает написать музыку в той эстетике, которую ты ненавидишь. Пару раз мы это попробовали сделать - получилась пародия. Когда пишешь пародию, используешь максимально яркие для пародируемого жанра краски, а люди-то любят жанр именно за эти характерные краски, поэтому пародия оборачивается чистым образцом жанра. Например, песня "Зимнее Солнце" - это пародия, хоть и не злая, но она стала песней года в свое время. Один из саундтреков для сериала решен в стиле техно, причем очень тупого, такой немецкий хардкор. Это серия отчасти про наркоманов полупэтэушных. Там, как и положено, звучит немецкий техно-хардкор и жесткий транс. И мы его сделали, получилось неплохо. Хотя я его терпеть не могу.

- Что вы еще терпеть не можете?

- В принципе, мне нравится все, кроме попсовых подделок под рок и советской кабацкой эстрады. Хотя если делать пародию на кабацкую эстраду - может получиться что-нибудь постмодернистское - прошу прощения за слово, оно уже ругательное стало. Как ЛЕНИНГРАД, например - яркий продукт постмодерна, великолепный, да простит меня
Шнур!

FUZZ-фильм

Более традиционная работа, потому что была задача играть музыку в стиле рок. Туда вошли куски музыки, которую мы готовили для нового альбома. Мы переделали их в инструментал. Риффовая музыка, в основном. Фильм смонтирован в клиповой манере, поэтому киномузыка не годилась. Рваный и быстрый монтаж. Мелодраму здесь не напишешь.

Восхождение

Мой друг Степа Коваленко, фотограф, оператор и альпинист, предложил мне пойти в экспедицию. Ребята решили снять первый в истории российских альпинистских восхождений профессиональный фильм об этом. Как правило, раньше это всегда была любительская съемка. Здесь же было две параллельных экспедиции: одна - альпинисты, которые покоряют вершину горы Шхара, 5 068 метров, другая - кинооператоры. Были развешены специальные платформы по склону, на них находились операторы, которые снимали, как все это происходит. Это, естественно, удвоило работу самих альпинистов. Меня пригласили для того, чтобы я написал музыку к фильму, а там, в горах, пожил бы немного, вдохновился бы... Лагерь наш находился на высоте 3500, прямо посреди крупнейшего в Европе ледника, между трещин глубиной по 150 метров, у подножья Безенгийской стены, за которой уже Грузия. Я записывал все звуки, снимал и записывал все на цифровую камеру. Звуки там фантастические, и теперь мне понятно, какие звуки использовать при записи музыки, это будут природные звуки - треск ледника, например, шумы беспрестанно сходящих лавин... Плюс балкарские напевы, которые я записывал в Нальчике и окрестных аулах. Я туда прилетел на вертолете, обратно шел пешком, через все эти трещины, пропасти, по узким карнизам. На самый верх мне, конечно, подняться не дали. Категория маршрута "6Б", самая сложная. Экспедиция прошла не очень удачно, один альпинист погиб, другой сломал ногу, третьего сняли с маршрута с серьезным обморожением. Очень мощная вещь. Уникальный опыт. Школа жизни реальная, и она очень сильно изменила мое представление о жизни здесь, внизу.

- Какие экстремальные опыты были еще?

- Авторалли было летом. Москва-Сочи. Я ехал штурманом, потому что водить машину я не умею. Мы пришли 14-ми из 21. Мы мчали все время по встречной, обгоняя фуры, с двойным, тройным превышением скорости. Ехали ночью, чтобы милиция не останавливала. Они предупреждены, но все равно тормозят. В апреле поедем тоже, будет ралли Москва-Монте-Карло.

Стачка

- Может ли саундтрек жить как самостоятельное произведение, без своей картинки? И может ли быть снят фильм вообще без музыки?

- Саундтреки
Риючи Сакамото, например, вообще ничего не теряют без картинки. А недавно мы делали на открытии дебошировского фестиваля "Чистые грезы" такой перформанс: фестиваль открывался фильмом Сергея Эйзенштейна "Стачка", его дебютной картиной 1924 года, и мы озвучивали его живьем. Живой саундтрек. В программке было написано: тапер-группа "TEQUILAJAZZZ". Я смотрел этот фильм несколько раз, пробовал различные инструменты, и обнаружил, что никакая музыка туда не ложится. Поскольку Эйзенштейн снимал во времена немого кино, когда упор делался на визуальный ряд - то там огромное количество музыки есть прямо в изображении. Бывает так, что ко мне приходят авторы и говорят: "Сняли фильм, смонтировали, но все разваливается, надо его сцементировать музыкой." Пишешь музыку, ставишь ее на изображение - все отлично, все сошлось. А тут обратный случай. Тут музыка во всем - в движении, в монтаже, в лицах, в игре света и тени. Я не знал, что мне делать, пока мне не пришла в голову очень простая идея - озвучить все это шумом. Создать шумовую фактуру, состоящую из тревожных индустриальных и бытовых шумов. Я сэмплировал огромное количество шумов, покопался в ленфильмовских шумовых библиотеках, откуда набрал шум станков, скрипы закручиваемых гаек и т.д. Все это обработал в сэмплере, исказил кое-где, изменил до неузнаваемости. И мы это играли, там была целиком вся группа, барабаны и гитара создавали дополнительные краски, и плюс у нас был первый в истории ди-джейский сет на патефонах. Стояло два патефона с пластинками тех лет, и там, где у Эйзенштейна бытовые сцены, мы включали пластинки. Это было взаимодействие шумов, живой музыки и фонограмм, которые мы ускоряли, замедляли, они же еще скрипят очень красиво, мы их прогоняли через дисторшн. Такой опыт живого саундтрека. В течение часа после этого нас уже пригласили на несколько фестивалей - в Хельсинки, в Лондон, в Ниццу, Москву - с этим вот проектом. Теперь надо готовиться.

Окончание части III

>> Продолжение статьи (Часть IV ) >>

>> Часть I, Часть II <<

| T E Q U I L A J A Z Z Z | Е. Ф Ё Д О Р О В | Р А Z Г О В О Р Ы | М У Z Е Й | B O O K Z |
|
D O W N L O A D | С В Я Z Ь & T H A N K Z | К А Р Т А   С А Й Т А |

Hosted by uCoz