| В.С.
ВЫСОЦКИЙ | DEPECHE
MODE | МАЙК
| В. ЦОЙ
|
| THE
STRANGLERS | АКВАРИУМ |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
МАЙКА |
Светлой памяти Владимира Семёновича Высоцкого “Странные скачки” |
||
Большой каретный |
||
|
||
РЕЦЕПЦИЯ
“МОСКОВСКОГО ТЕКСТА” В. ВЫСОЦКОГО СОВРЕМЕННЫМИ |
||
За основу тоже берётся “Большой Каретный”, но уже первая часть песни. Фёдорову ближе символистический тип творчества (в отличие от Васина, который тяготеет к имажинизму, метаметафоризму и т. п.), поэтому он и исполняет песню, где московский локус выступает в качестве символа “второй степени”. В первой части дилогии Большой Каретный становится воплощением отчего дома в самом общем смысле, дома, к которому каждый обязан время от времени возвращаться, чтобы зарядиться от его чистой ауры. Рефрен вскрывает структуру заглавного символа. Означаемое – юношеская пора “семнадцать лет”), сопровождаемая неизбежными проблемами (“семнадцать бед”), полная романтических надежд и несбыточных “прожектов” (“чёрный пистолет”). Означающее – Большой Каретный, индивидуальный символ, способный однако приобретать и общечеловеческое значение – поскольку к нему приложен “ключ”. Так предельно конкретный столичный локус участвует в формировании полнокровного символа. Фёдоров исполняет только припев “Каретного” – по его словам, “Текила” вначале собиралась спеть песню целиком, но оказалось, что никто не помнит досконально всех слов, а сроки записи “Странных скачек”, тем временем, поджимали. В подобной ситуации рефрен должен максимально укрупниться, приобретя весомую семантическую нагрузку. Однако Фёдоров оставляет задаваемые Высоцким вопросы без ответа, тем самым придавая им статус риторических. Детская дворовая эстетика безвозвратно исчезает – и строка “на Большом Каретном” трижды заменяется тяжёлыми музыкальными фразами. Не удивительно, что при этом изменяются акценты – с личной биографии они переносятся на творческую: если “чёрный пистолет” отражает у Высоцкого вполне определённую реалию его детства (отцовский трофейный “Вальтер”), то в контексте фёдоровского римейка он превращается в намёк на “заглавного персонажа” песни “Пистолет” из альбома “Вирус” (1996). После фразы “а где тебя сегодня нет” у “Текилыджаззза” следует дружный ответ “на большом…”, но в данном виде эта фраза отнюдь не указывает на столичный локус. Среди возможных интерпретаций выделим две: намёк на большое расстояние или временной промежуток и фигура умолчания, подразумевающая нечто неприличное. В обоих случаях семантический ореол приблизительно один: констатация невозможности возврата к детским ценностям (даже в памяти, здесь показательна амнезия Фёдоровым основного текста песни). В самом
конце Фёдоров усталым голосом пропевает “…Каретном…” – и на этом всё обрывается.
Детство приобретает ещё большую иллюзорность (чему способствует, как ни
странно, вторжение “московского текста”), а индивидуальный символ Высоцкого расщепляется
надвое. Творческая биография “Текилыджаззза” тоже при этом редуцируется,
так как группа, прежде всего, создаёт символ песни Высоцкого. |
||
С С Ы Л К И П О Т Е М Е |
||
| T E Q U I L A J A
Z Z Z | Е. Ф Ё Д О Р О В | Р А Z Г О В О Р Ы | М У Z Е Й | B O O K Z |
|
D O W N L O A D | С В Я Z Ь & T H A N K
Z | К А Р Т А С А Й Т
А |