Мой друг Степа Коваленко, фотограф, оператор и
альпинист, предложил мне пойти в
экспедицию. Ребята решили снять первый в истории российских альпинистских восхождений профессиональный
фильм об этом. Как правило, раньше это
всегда была любительская съемка. Здесь же было две параллельных экспедиции: одна - альпинисты, которые
покоряют вершину горы Шхара, 5 068
метров, другая - кинооператоры. Были развешены специальные платформы
по склону, на них находились операторы,
которые снимали, как все это
происходит. Это, естественно, удвоило работу самих альпинистов. Меня пригласили для того, чтобы я написал музыку
к фильму, а там, в горах, пожил бы
немного, вдохновился бы... Лагерь наш находился на высоте 3500, прямо посреди крупнейшего в Европе ледника,
между трещин глубиной по 150 метров, у
подножья Безенгийской стены, за которой уже Грузия. Я записывал все звуки,
снимал и записывал все на цифровую камеру. Звуки там фантастические, и теперь мне понятно, какие звуки
использовать при записи музыки, это
будут природные звуки - треск ледника, например, шумы беспрестанно сходящих лавин... Плюс балкарские напевы, которые я
записывал в Нальчике и окрестных аулах.
Я туда прилетел на вертолете, обратно шел
пешком, через все эти трещины, пропасти, по узким карнизам. На самый
верх мне, конечно, подняться не дали.
Категория маршрута "6Б", самая сложная. Экспедиция прошла не очень удачно, один альпинист погиб, другой
сломал ногу, третьего сняли с маршрута
с серьезным обморожением. Очень мощная
вещь. Уникальный опыт. Школа жизни реальная, и она очень сильно изменила мое представление о жизни здесь, внизу.
|
- Пожалуй, я не буду спрашивать тебя
о том, что же тебе давным-давно привиделось во сне, но от другого соблазна все
же не удержусь: итак, выходит новый
альбом, альбом называется «Выше осени». Крайне неожиданный вопрос: почему он
так называется?
- Довольно банальны и названия песен и название альбома. Абсолютно
детский случай. Ко мне пришел мой друг Стёпа Коваленко, с которым мы ездили в горы в экспедицию. Это была моя первая такая
поездка, и надо было примеряться, выбирать место для лагеря, место, где можно
ставить камеру и так далее. Было лето, в горы мы собирались в сентябре, и я у
него спросил просто: «какая там будет осень?» И он мне сказал: не обращай внимания,
это место выше осени. Мне показалось, что эта фраза имеет разные толкования и
годится практически для всех песен в альбоме. Тем более, если брать круговое
изображение календаря, то зима находится на верхней точке, поэтому обруч осени
находится ниже, чем зима. Вообще-то альбом зимний, глупо выпускать его в конце
весны. С точки зрения шоу-бизнеса он бы хорошо сработал где-нибудь в октябре
или ноябре.
Мы внутренне были не готовы к записи этого альбома
(Выше Осени). Главный
этический вопрос, который должен стоять перед каждым, кто занимается музыкой —
зачем? Для чего ты это делаешь? Мы долго искали это «зачем», оглядывались по
сторонам. В октябре прошлого года я побывал в экспедиции на Северном Кавказе, и
после этого многое вдруг стало на свои места, и мы поняли, что теперь мы
внутренне готовы к новому альбому.
|
В середине сентября 2001
года команда питерских альпинистов клуба
"Маунтекс" отправилась в Кабардино-Балкарию, в район
Безенгийской стены. Цель - совершить два
восхождения высшей /6-ой/ категории сложности в рамках чемпионатов России и
Санкт-Петербурга по альпинизму. Команда была создана в 1998 году. Уже на
следующий год она стала чемпионом Санкт-Петербурга. В 2000-м году альпинисты
дважды завоевали серебряные медали на чемпионатах России /в высотно-техническом
и в ледово-снежном классах/. В наступившем году к списку наград команды
прибавилась серебряная медаль на чемпионате России по альпинизму в зимнем
классе. Возглавляет команду
мастер спорта по альпинизму А. Андреев. Сейчас в ее составе следующие
спортсмены: И. Потанькин, Д. Кирсанов, А. Кривицкий, А. Ахкубеков, Л. Самойлов.
Информацию о ходе
восхождения можно посмотреть на сайте команды.
Вместе с командой вылетела съемочная группа для съемок документального
фильма. Впервые в истории российского альпинизма будет сделана попытка снять
фильм с привлечением профессиональных кинематографистов. Музыку для будущего
фильма пишет Евгений Федоров, лидер известной питерской группы
"Текиладжаззз". Для этого он тоже выезжал в базовый лагерь экспедиции
под склонами Шхары. Редактор ДиаМира
расспросил Евгения о подробностях проекта.
- Ты никогда раньше не
занимался альпинизмом, как получилось, что именно тебе предложили участвовать в
альпинистском проекте, хотя и в неожиданном для экспедиций качестве
композитора?
Я последние полтора года
работал над музыкой к телевизионному сериалу, и оператором там был Степа
Коваленко. Это человек с серьезными художественными амбициями, он этот сериал
снимал как большое кино... Поскольку он оказался задействован в съемках вот
этого фильма о восхождении команды Андрея Андреева, то он и меня вытащил на
Кавказ, дабы я проникся атмосферой и написал музыку и к этой ленте. В итоге мне
пришлось прожить несколько дней в базовом лагере на Безенгийском леднике.
Основная часть экспедиции находилась там уже с начала сентября, - и альпинисты,
и съемочная бригада. Так что лагерь за это время обустроили более-менее комфортабельный. Я раньше не
бывал в подобных условиях, мне не с чем сравнивать. Туда все завозили
вертолетом - и палатки, и снаряжение, и канистры с топливом. - А чья была идея
написать оригинальную музыку к этому фильму?
Я даже не знаю. Наверно,
Степана... Мы плодотворно сотрудничаем с ним, давно уже. Он доволен моей
музыкой к своим фильмам. Я специально перед поездкой старался не слушать
никакой музыки, чтобы не дай Бог не прицепилась какая-нибудь мелодия на
несколько дней, как это обычно бывает. Старался не засорять мозги. Я обратил
внимание, что классическая форма с повторами ритма, повторами музыкальных фраз,
здесь не работает. Я увидел, что ландшафт меняется каждую минуту - от положения
солнца, облаков. И музыка должна быть постоянно изменяющаяся. Я еще не знаю,
какой объем музыки будет - этого наверно не знает пока вообще никто. Ясно, что
это не музыкальный фильм. Но мое мнение - постоянно меняющаяся, но не перегруженная
мелодия. Должно быть логичное дополнение к видеоряду.
- А лагерь находился
прямо на леднике, или где-то в районе хижины "Джанги-Кош"?
Нет, прямо на леднике.
Хижина на отметке 3200 м, а это еще выше, прямо под склонами Шхары фактически.
На минимально безопасном расстоянии от начала маршрута и от трещин.
- Первая аналогия,
которая возникает в голове - с Высоцким, с историей написания песен для фильма
"Вертикаль". У тебя самого не было подобных сравнений?
Постоянно! Тем более что
там действительно постоянно сходили лавины, и из головы не вылезало "...
идут лавины одна за одной...". Особенно в первую ночь. У меня вообще
поначалу голова не на месте была - я же прилетел прямо из Нальчика на
вертолете, сразу с равнины - без акклиматизации, без опыта. Причем, полет был
сделан во многом для нужд фильма, и мы поднимались до 5000, до гребня Шхары -
снимать на видео продвижение группы. Все двери-окна в вертолете открыты, а я в
легкой курточке... Минут 20 нам пришлось наверху покружить, - так что "колбаснуло"
меня... Получился набор за полчаса почти от нуля до 5000. Потом вниз сели на
ледник - вроде полегчало. Кое-как переночевал, наутро вроде еще лучше стало. На
следующий день я уже сходил к началу маршрута, мне в помощники приставили балкарского
альпиниста Адельби (как я понял, его многие знают), он у меня был как
проводник. Вниз по леднику до альплагеря Безенги мы спустились с Адельби за 6
часов. Он мне потом сказал, что это очень быстро - можно гордиться. Я вообще
высоты боюсь, даже в городе на балконе пятого этажа чувствую себя крайне
неуютно. Никогда бы раньше не подумал, что окажусь в горах, пойду пешком по
Безенгийскому леднику.
- какая была погода?
Погода ужасная. Часто шел
снег. Практически каждое утро приходилось откапывать палатки. Обратно мы с
Адельби шли уже в снегоступах, иначе невозможно было. По разговорам с ребятами,
с восходителями, - наверху постоянно был дикий ветер, в некоторые дни они не
могли двигаться, постоянно заметало их снегом. Андреев где-то наверху откопал
ледовый грот - раньше о нем то ли не знали, то ли его не было - они в гроте
пересиживали непогоду. По рассказам я понял, что самое натуральное зимнее
получилось восхождение. Когда я уехал, ребята были уже под вершиной, и из
Питера я позвонил, узнал, что они взошли - буквально на днях.
- И на какие мысли тебя
натолкнула эта неожиданная поездка в горы? Какая будет музыка в будущем фильме?
Пока я внизу сидел и ждал
вертолета, меня буквально "перекормили" местной балкарской музыкой,
которая местами весьма любопытна. Но ее одной явно недостаточно. Потом в
базовом лагере я все время был в полной прострации, и только когда пошел вниз
по леднику - понял какой-то ритм, и звуки эти горные легли в какую-то канву. Не
знаю, глюки от горняшки это были или еще что, - постоянно слышались поющие
женские голоса. А по пути вниз начала появляться какая-то фактура... Понятно,
что это будет не рок-музыка, это будет не чисто электронная музыка. Баланс
между живой музыкой и шумовыми какими-то вещами. Звуки ветра, звуки сходящих лавин
- это очень характерные шумы. Плюс отголоски национальных мелодий - будто
откуда-то снизу идущих. Сначала я думал, что должны быть мощные вертикальные
духовые пассажи... Но теперь понял, что это было бы слишком громко. Но надо
конечно посмотреть, что там ребята сняли. Надо скакать от видеоряда, так что
чистовик музыки будет уже только после монтажа кино. Музыка должна быть
холодной, как стена - которая производит колоссальное впечатление. Просто не
понимаю, как туда люди то лезут...
- Какое личное впечатление
произвели на тебя горы, альпинизм?
Мне по приезду какими-то
мелкими, смешными кажутся теперь все городские дела и заботы. Весь этот
шоу-бизнес. В горах совершенно иной ритм. Все происходит очень небыстро, темп
жизни будто в замедленном кино. Мне показалось, что люди в базовом лагере
находятся в постоянном напряженном ожидании. - А сколько дней ты
провел в базлаге?
Планировал от недели до
десяти, но получилось меньше - из-за ожидания вертолета в Нальчике. Мне нужно
было вернуться в Питер к конкретному сроку; успеть к премьере спектакля с моей
музыкой.
- Как твоя бритая голова
- не мерзла на леднике?
Нет! :) Мне выдали
отличное обмундирование, специально для меня все было подготовлено - одежда,
спальник. Все это от спонсоров экспедиции, от фирмы БАСК.
- С командой
восходителей ты общался?
Практически нет - они все
это время были наверху. Только Леня Самойлов спустился при мне - полечить ногу.
И у Игоря Потанькина было что-то тоже с ногой, его как раз забрал вертолет, на
котором я прилетел. Так что я виделся только с операторами и
альпинистами-вспомогателями, которые по перилам носили наверх продукты и
батарейки для рации. - Серьезно у них
поставлено дело... Это все ради фильма?
Не совсем. Фильм не
являлся приоритетной задачей. То есть ради съемок восходители своих планов не
меняли. Просто для съемочной бригады были предоставлены максимально возможные
условия и удобства. Для этих целей на стену затащили еще одну платформу, и с
нее велись съемки. Плюс съемки с вертолета. Все это было учтено в финансовом
плане. Фильм в частности о том, что местные живут в горах, но выше своих
пастбищ никогда не поднимаются, а
приезжают сумасшедшие ребята из Питера, Москвы, других городов, и минуя всю
"нижнюю жизнь" лезут туда, на самый верх. Получается два разных мира.
И фильм будет о том, как люди, живущие в горах, относятся к ним, и как
относятся к горам приезжие альпинисты.
- А какие-нибудь
"альпинистские" фильмы ты раньше видел?
Скорее нет... Разве что
"Вертикальный Предел", "Вертикаль" (конечно). И что-то
такое по Дискавери чанэл... Так что у меня незамутненный взгляд. Приехал домой
- теперь лазаю по альпинистским сайтам. Так что мне в горах
"вставило", как говорится.
- Названия фильм еще не
имеет?
Пока есть только условное
название "Восхождение".
- Когда примерно
предполагается выход фильма?
Монтировать уже начали.
По крайней мере, те куски, которые снимали внизу, которые снимал папа Степана
(а он ведь в качестве кинооператора участвовал в Первой советской Гималайской
экспедиции, на Эверест в 1982 г.). Они в итоге на момент моего отъезда уже отсняли
50 (!) часовых кассет. И еще 15 я им привез. Теперь еще минимум неделю этот
материал будут отсматривать.
- А в каком формате
предполагается фильм?
Либо 26, либо 49 минут -
один из двух телевизионных форматов. Так что я
пока не знаю, сколько музыки писать. Обычно ставят жесткие рамки -
"здесь 3 минуты, здесь 40 секунд". За 16 серий сериала, в котором я
был композитором, я это освоил. Я записал много разных шумов, звуков,
переговоров по рации. Мне это тоже надо "отслушать". Из этого
материала можно сэмплировать. Берешь звук лавины, к примеру, - и можно этим
звуком "играть мелодию". Технологии продвинули музыку далеко
вперед... все что угодно может стать музыкальным инструментом.
- Если еще раз позовут в
какие-нибудь горы, - поедешь?
Ну, если позовут... Я же
не умею ничего. Вот Адельби очень звал приезжать летом. Очень переживал, что не удалось проводить меня
по-кавказски, с размахом. В альплагере никого не было, бар закрыт из-за межсезонья
- в горах пусто. Он очень переживал. Мы здорово с ним подружились.
>>
источник >>
|