| FUZZfilm | ВОСХОЖДЕНИЕ | СТАЧКА | КУРСК |
СТАЧКА |
||
| Е. Фёдоров | Репортаж "Чистые Грёзы" | Стачка в Финляндии | |
||
Режиссёр: Сергей Эйзентштейн
|
||
В программке было написано: тапер-группа "TEQUILAJAZZZ". Я смотрел этот фильм несколько раз, пробовал различные инструменты, и обнаружил, что никакая музыка туда не ложится. Поскольку Эйзенштейн снимал во времена немого кино, когда упор делался на визуальный ряд - то там огромное количество музыки есть прямо в изображении. Бывает так, что ко мне приходят авторы и говорят: "Сняли фильм, смонтировали, но все разваливается, надо его сцементировать музыкой." Пишешь музыку, ставишь ее на изображение - все отлично, все сошлось.
А тут обратный случай. Тут музыка во всем - в движении, в монтаже, в лицах, в игре света и тени. Я не знал, что мне делать, пока мне не пришла в голову очень простая идея - озвучить все это шумом. Создать шумовую фактуру, состоящую из тревожных индустриальных и бытовых шумов. Я сэмплировал огромное количество шумов, покопался в ленфильмовских шумовых библиотеках, откуда набрал шум станков, скрипы закручиваемых гаек и т.д. Все это обработал в сэмплере, исказил кое-где, изменил до неузнаваемости.
И мы это играли, там была целиком
вся группа, барабаны и гитара создавали
дополнительные краски, и плюс у нас был
первый в истории ди-джейский сет на патефонах. Стояло два патефона с пластинками тех лет, и там, где у
Эйзенштейна бытовые сцены, мы включали
пластинки. Это было взаимодействие шумов, живой музыки и фонограмм, которые мы ускоряли, замедляли, они же еще
скрипят очень красиво, мы их прогоняли
через дисторшн. Такой опыт живого саундтрека. В течение часа после этого нас уже пригласили на несколько
фестивалей - в Хельсинки, в Лондон, в
Ниццу, Москву - с этим вот проектом. Теперь надо готовиться. |
||
Фильм, что называется, "немой" - и нам крайне интересно было попробовать создать его музыкально-шумовую фактуру. Это, конечно, был чистый инструментал с серьезным упором на "нойз". При этом не прозвучало ни одного синтезированного звука - все они были сугубо природно-индустриального происхождения. Состав был расширен за счет Майка из NYC, который нажимал кнопки на драм-машине, я играл на семплере и басе, Дусер, как водится, на барабанах, Олег был с гитарой о вот Константин явил миру первый в истории ди-джейский сет на двух патефонах! Смотрелось это потрясающе, слушалось тоже
здорово! Эта акция была задумана как
разовая, однако мы уже получили приглашения
повторить ее на кинофестивалях в Хельсинки и
"Дебют-Кинотавр". |
||
Живой саундтрек рождался прямо во время демонстрации фильма. Наряду с привычными инструментами и электроникой современные таперы использовали ноу-хау – ди- джейский стол для двух патефонов. "Белорусская полька", "Песенка шофера", "Комаринская" и прочие виниловые раритеты были подобраны во время предварительных просмотров киноленты. Но от непосредственных репетиций музыканты отказались. В интервью лидер группы TeqillaJazzz Евгений Федоров сказал: "Заранее на это нужно потратить хотя бы месяц, это серьезная работа, потому что все-таки Эйзенштейн есть Эйзенштейн. Тут ляпов таких допускать нельзя, поэтому мы решили, что пускай это будет импровизация, т.е. просто другой подход". Любопытно, что никто из участников и гостей фестиваля, включая известных киноведов, так и не смог припомнить, с каким именно музыкальным сопровождением демонстрировали "Стачку" в 20-е. Но успех новой звуковой версии признали единодушно. Как заметил один из поклонников TeqillaJazzz, зрителям времен Пролеткульта не повезло.
|
||
Москва.
Второй смотр любительского кино в
Доме Ханжонкова |
||
Такое выступление весьма вдохновило битком набитый зал: одни пришли смотреть сверхэкспериментальное кино, другие — слушать специально приехавшего фронтмена лучшей питерской альтернативной группы Teqilajazzz Евгения Федорова, окружившего себя на этот раз музыкантами групп Markscheider Kunst и "Виды рыб". Опыт озвучивания старых немых фильмов небольшим "живым" инструментальным составом у нас не так велик. На памяти — работа композитора Антона Батагова — звуковое сопровождение "Горной кошки" Эрнста Любича (1921) в Театре им. Моссовета и спорадические выступления ансамбля Алексея Айги "4:33" на демонстрации фильмов "Метрополис" Фрица Ланга (1926) и "Дом на Трубной" Бориса Барнета (1928), чаще всего в Доме художника. Рок-музыканты привлечены к столь сложной, филигранной работе впервые. Евгений Федоров рассказал, что идея озвучивания "Стачки" группой Teqilajazzz принадлежала Александру Баширову, в ноябре проводившему в Санкт-Петербурге фестиваль "Чистые грезы". Баширов пригласил Федорова к сотрудничеству за два дня до показа, причем последний еще даже не подозревал о существовании такого фильма. Нынешнее, московское выступление значительно отличалось от первой, питерской импровизации. Сильно задействована электроника в потрясающем контрасте с подлинной эстрадной музыкой 20-х годов, которую гитарист "Текилы" Константин Федоров как профессиональный диджей виртуозно воспроизводил на двух старинных патефонах с помощью архивных грампластинок. Идея синтеза "Стачки" с рок-музыкой оказалась столь привлекательной, что
проект уже приглашен на март в Хельсинки, на апрель — в Лондон, а на май — в
Ниццу. Любительское кино крутили в Доме Ханжонкова до 20 декабря. |
||
Фильм "Стачка". Эйзенштейновский первый самый фильм, 1924 год. Мы играем инструментальную музыку. Мы сидим на сцене. Это не рок-концерт абсолютно. Сидим практически даже спиной к зрителю, как люди в оркестровой яме. Если бы была где-то, где мы играли, оркестровая яма, мы сидели бы в ней. Люди смотрят кино, здесь музыкантов мало кто слушает. Но, так или иначе, у нас довольно много концертов было, сейчас еще будет несколько штук: и в Англии, и на башировском фестивале "Чистые грезы" будет повторение, потом Германия, Франция. Кто пригласил вас участвовать? Баширов. Он нас практически заставил этим заняться. Релиз намечается? Да, мы хотим сделать, если получится, DVD-диск, либо это будет аудио-диск с четвертым MPEG`ом, с фрагментами фильма, того, как это выглядит. Благо, мы очень много наснимали: и в Питере, и в Москве, и в Финляндии. В Финляндии снимали профессионально, на много камер - местные киношники. Мы уже провели переговоры с издателем, он готов вложить какое-то количество денег. Все это будет, я надеюсь, к весне (2003 г.). |
||
О Ф И Л Ь М Е |
||
1924 год. На Житной улице в доме № 27 находилась "Первая кинофабрика" - бывшее и еще не переоборудованное помещение киностудии А.Ханжонкова. Сюда с плохим и длинным сценарием пришел Сергей Эйзенштейн. Ему дали две пробы (именно столько полагалось режиссеру), и обе они оказались плохими. Тогда директор фабрики написал бумагу, в которой просил дать ему третью пробу под свою личную ответственность. Это был фильм "Стачка". В ленте "Стачка" работала "железная пятерка": Штраух, Александров, Гоморов, Левшин, Антонов, которые потом стали большими актерами и режиссерами. Картина сейчас вросла в киносознание, но первоначально про "Стачку" Эйзенштейн говорил, что она вся остроугольная, противоречивая. "Стачка" получила на Западе серебряную медаль, и это в осторожно - мирном Париже, и это, несмотря на то, что "Стачка" - революционная картина. 1998 год ЮНЕСКО объявил "Годом Эйзенштейна". |
| T E Q U I L A J A
Z Z Z | Е. Ф Ё Д О Р О В | Р А Z Г О В О Р Ы | М У Z Е Й | B O O K Z |
|
D O W N L O A D | С В Я Z Ь & T H A N K
Z | К А Р Т А С А Й Т
А |