| МАТЕРИАЛЫ О TEZZZ | ИНТЕРВЬЮ 1995-2оо3 | УВЛЕЧЕНИЯ TEZZZ | FAQ |

TEQUILA-ARCHIVE

Источник статьи: 'Озон'

Год: ноябрь 2001

Название статьи: "Неотформатированный диск"

Автор: Ольга Кузнецова


Tequilajazzz
- группа, каких мало. Его музыку называют и гитарной, и электронной, и жесткой, и лиричной, она не укладывается в понятия "рок" и "поп". Наиболее уместно звучит определение "пост-рок": Tequilajazzz возник в 1993 году, "на обломках" рок-группы "Объект насмешек". После aльбомов "Целлулоид" и "Сто пятьдесят миллиардов шагов" от нее ждали движения в сторону масс, формата и проч. Эти ожидания рухнули летом прошлого года, когда, во время фестиваля "Нашествие" лидер группы Евгений Федоров заявил свою позицию: радиоформат вредит молодым исполнителям. Да и таким группам, как "Текила", пожалуй, стоит держаться от него подальше. В качестве наглядного примера
Е.Ф. уничтожил свой почти полностью записанный новый альбом: песни, дескать, слишком "соответствовали". На протяжении всей истории группы альбомам "Текилы" сопутствовали саундтреки Е.Федорова к различным фильмам и театральным постановкам, в том числе - "Железная пята олигархии" А.Баширова и спектакль "Голь" (Театр на Литейном). Вышло своего рода "избранное" - концертный альбом на 2-х CD. На московских концертах группа уже играет новые песни. "Мы не отталкиваемся от музыки как таковой. Двенадцать нот - довольно бессмысленная вещь. Колтрейн говорил: "Моя жизнь прошла в поисках тринадцатой ноты", - отвечает Е.Ф. на вопросы о происхождении своей музыки.

- Ваша музыка идеально озвучивает жизнь в стиле action. Ее называют "мужской"…

- У нас много песен о вещах, которые происходят с мужчинами, и часто мы пользуемся архетипами мужского сознания, полувоенного-полубандитского. Но у нас много и лирических произведений, которые мы выносим на публику очень дозировано, потому что за них нас обвиняют в попсовости. Хотя это абсолютно искренние вещи, на которых у меня начинает дрожать голос.

- А ваша публика - это в основном кто?

- Мои предки - обнищавшие дворяне, - люди, о которых писал Чехов. Костяк моих слушателей - люди моего происхождения и социального положения. И вторжение в мою жизнь людей, на которых не рассчитано мое искусство, нежелательно. Всегда существовало разделение: Моцарт, всю жизнь писавший светскую музыку, написав "Реквием", умер. А попса - дело скоморохов, которые всегда были выходцами из прослойки, которую обслуживали. Одна из наших новых песен - "Бросаю книгу в огонь" - как раз про то, что нельзя давать знания в руки человеку, не готовому к ним. Меня всегда злит, когда Дусер (А. Воронов - О.К.) начитает таксисту втирать про Умберто Эко. Мы с Сашей вообще - противоположности, и музыка Tequilajazzz'а - продукт нашей с ним борьбы. Ни одной репетиции не проходит без разборки.

- Расскажи подробнее, как вы делаете музыку?

- Мы знаем, чего сейчас от нас ждет публика. Она хочет "веселого" - вроде "Зимнего солнца". Но это - хит, сделанный левой ногой. Мы его сочинили минуты за три – я на лыжах, Дусер на коньках. Если говорить об ориентирах, Андрей Бухарин написал про нас однажды: "Благородство и дисциплина". Я прочел и чуть не расплакался. Это термины, применимые скорее к воину. А когда мы делаем новую песню, каждый раз я впадаю в состояние, какое у меня было, когда родился сын: ну вот и все, можно умирать. С каждой песней на шаг приближаешься к смерти. "Вдохновение" на православном языке - "благодать". Просто конструировать, используя технические наработки - это от лукавого, так делается попса. Вещи, которые делаются по вдохновению, исчерпывают тебя. Однажды ко мне подошел француз и сказал: "Мне понравилась твоя песня про смерть". Человек, с трудом говорящий по-русски, понял, о чем "Звери"! Во время съемок клипа (реж. Д. Резчиков - О.К.) я чуть не помер: лежал в темноте, накрытый черной драпировкой, надо мной склонялись люди, и вдруг я понял, что мой мозг дает команду моему телу… Как в  старые времена старики умели умирать, потому что "время пришло". От съемок я отходил дня три – даже бухать не мог.

- Значит, некоторые песни прожиты тобой лучше, чем другие?

- Бывает, что по прошествии времени песни приобретают новый смысл. Наш первый альбом состоял из фантазий на тему насилия в духе миниатюр Лимонова и "Уик-энда" Годара. Тогда террористы были такой же абстракцией, как пираты и мушкетеры. А сейчас это - злоба дня: назрела неудовлетворенность современным состоянием цивилизации - с ее мелочными ценностями, когда все строится на деньгах, причем небольших. Наша песня "С боем взяли город Рим" - как раз о противостоянии двух взглядов на общество: как на иерархически выверенную систему - и как на хаос с культом бессмысленного потребления. Радикальные идеологии - источник романтики, которая жестче и тем привлекательнее, чем романтика волшебного вечера во Флориде. В их основе - идеалистическая философия, аристократизм духа. Недавно купил "Плоды земли" Кнута Гамсуна - интересно почитать нобелевского лауреата, который когда-то был поклонником гитлеровского фашизма. Ведь и под знамена "Гитлер Югенд" многие шли из романтических соображений, очарованные культом воина. Это потом военных превратили в жупел... Кстати, "Голь" - вещь о трагедии военного человека в невоенное время. Там используется "Нос" и "Повесть о капитане Копейкине" - о людях, вернувшихся с войны в надежде найти поддержку у государства, но встречающих наплевательское отношение к своим заслугам.

- Как вообще пишутся саундтреки?

- В случае с "Голью" режиссер дал мне инсценировку, я ее читал на гастролях, в поезде, а потом мы с ним каждый день общались - о жизни, о войне: Роман в течение десяти лет был спецкором BBC в Карабахе, Чечне, Абхазии, дважды ранен. Некоторые вещи я написал интуитивно, они понравились, и несколько сцен были сделаны под них. А вообще - хожу на репетиции, смотрю: блондинка актриса или брюнетка. Недавно пересмотрел "Крестного отца" - и как "настольную книгу", и чтобы понять, как какие сцены озвучивал в нем Нино Рота. Вообще, отличное занятие: "Отстаньте от меня, яработаю!" - а сам киношку смотришь.

- Ваши предыдущие альбомы - "Зимнее солнце", в особенности, они тоже были в формате саундтрека, по сути…

-Они соответствовали нам тогдашним - и только. Новый будет соответствовать нам сегодняшним и по-прежнему - в особо эксгибиционистской форме. Какого-то определенного стиля мы придерживаться не хотим, это скучно. Тоже будет такой саундтрек...

- К чему?

- К жизни, к жизни, к чему же еще!

- Что за история - о том, что ты решил не доделывать практически записанный альбом?

- Ну, когда мы записывали тот материал, мы очень любили те песни (да и до сих пор любим почти все), поэтому хотели быть "услышанными", стремились поделиться ими с максимальным количеством людей, соответственно - все это должно было звучать по радио, музыкальным каналам и пр... Исходя из этих предпосылок, кое-где сокращали хронометраж, звучание делали светлее, перенасыщали аранжировки "красотами". В принципе, такая самодисциплина - вещь полезная и необходимая в чем-то с точки зрения ремесла, но это оказался не то чтобы наш случай - песни теряли свой первоначальный смысл и обречены были оказаться в эфире рядом с тем, 90 процентов чего я считаю дерьмом.

- То есть все дело в "формате"?

- Я формат представлял себе более, что ли, просвещенным... Видимо, мы все же идеалисты. Когда-то я сам занимался музыкально-просветительской деятельностью на радио, но в формате станций, сервильных по отношению к массам, это уже невозможно, да и не нужно - каждому свое. Дело в том, что у нас в стране отсутствуют практически радиостанции в том формате, который нам близок. Мы поняли, что раз все равно нас на радио брать не будут (ну, почти), то бессмысленно что-то там предусматривать и делать надо все так, как хочется, без оглядки на шоу-биз. МЫ НИ С КЕМ НЕ ВОЮЕМ, мы просто имеем свой "attitude", вот и все.

- Какие из групп или хитов, соответствующих радиоформату, тебя наиболее бесят и чем?

- Многие, очень многие... Это как чужеродные тела с другой планеты, поэтому по своей воле я радио не слушаю никогда. Форматы (а их довольно много) - это необходимая реальность на каждой станции, которая хочет иметь своего слушателя. Ужасен не сам формат, но стремление всех этих людей с гитарами и прочим добровольно загнать себя в рамки. По сути, капитализм сделал с  музыкой то, что коммунистам не удалось. А та музыка (и она очень разная), что мы обычно слушаем дома, в студии - по радио не звучит никогда. В итоге мы имеем два разных мира, один из которых мне не подходит, и в принципе, это нормально… К сожалению, в России нет радиостанций со свободным эфиром, свободным именно от финансовой зависимости, от инвесторов и т. д...   

- Что ты делаешь сейчас - записываешь альбом в соответствие с собственными представлениями?

- Просто будем делать, как делается, без оглядки на что бы то ни было,как всегда и делали до эпохи шоу-бизнеса. Слава Богу, наш круг общения состоит, в основном, из приятных в творческом отношении людей, и температура накала поддерживается постоянно. Ты пойми, мы не собираемся воевать с форматом, мы просто хотим быть несколько в стороне от этой гонки. В свою очередь, это не значит, что на альбоме не появятся вещи, способные попасть в коммерческий эфир - пусть звучат - но резать песню по живому, чтобы привести ее к пресловутым 4 минутам, мы не собираемся. Одна из моих любимых вещей, например, будет звучать 8 с половиной минут. Ну "Зима", это название условное, никому ничего не скажет...

- Можно же наверное делать два варианта, в таком случае?

- Вот-вот. Это и есть самоформатирование. У всех групп на западе есть "radio edit versions", это просто сокращенные на компьютере версии для радио, ну и с разными там "пиками" на месте матюгов. Это нормально. Мы же говорим о другом совершенно: это когда молодые артисты, которые, казалось бы, должны быть буйными и рьяными, специально начинают подстраиваться под уже готовые модели, чтобы пробиться на радио. Поэтому падает планка.

- А вот есть же формат "ремикса"... Виды рыб с вами работали - тоже же вышел такой "второй вариант". Чем плохо? Или просто самим второй вариант делать - неинтересно?

- Ремиксы "Видов Рыб" еще неформатнее наших песен, настоящая некоммерческая работа, их появление на радио вне каких-либо спецпрограмм невозможно - это абсолютно авторская работа, рассчитанная на знатоков.

- Ты много говоришь о возможности сольного проекта - и где он, когда?

- Много говорю, потому что очень хочу! Но времени вот нет, хотя, если посмотреть правде в глаза, я его и трачу на всякие сольные и побочные проекты. Сериал вот прошел, кино ездили снимать в горах. Еще начинается работа над новыми фильмом, спектаклем. Так что надо альбом срочно записывать. А сольный с песнями- потом уже, видимо...

- Песня на "Легкой зиме" - примерно то, что ты собираешься делать сольно?

- Примерно так, но там есть разные вещи.

| T E Q U I L A J A Z Z Z | Е. Ф Ё Д О Р О В | Р А Z Г О В О Р Ы | М У Z Е Й | B O O K Z |
|
D O W N L O A D | С В Я Z Ь & T H A N K Z | К А Р Т А   С А Й Т А |

Hosted by uCoz