| МАТЕРИАЛЫ О TEZZZ | ИНТЕРВЬЮ 1995-2оо3 | УВЛЕЧЕНИЯ TEZZZ | FAQ |
TEQUILA-ARCHIVE |
Источник статьи: Киноизм |
Год: 5.6.2001 |
Название статьи: "Как Евгений Федоров относится к Алексею Балабанову, как он снимался в Лос-Анджелесе в порно-фильме, как проходил пробы у Алексея Германа и многое другое." |
Aвтор: Варвара Зеленецкая |
Женя вошел
в комнату и посмотрел на стол. “Чего-то не хватает. А вот чего! Водки! Какое же
интервью без водки. “Он наполнил маленькую рюмочку и мы начали… - Бывает так, что ты пишешь текст, а потом понимаешь, что это готовый сюжет для кино? - Бывает, для кино, но для короткометражного. А здесь, как правило, все очень сжато, песенная форма предполагает очень сжатый объем, поэтому это не сюжет для кино, а маленький эпизод, может быть, без начала и без конца, но с четкой сердцевиной. Бывает так, что клип снимать уже не нужно, потому что он получается впрямую иллюстрирующий текст, что уже скучно. Как правило, эти песни, которые могли бы быть кино, в итоге не имеют своих клипов, а клипы имеют песни гораздо более абстрактные. - А клипы для тебя это тоже кино? - Ни фига не кино, потому что я вообще не люблю клипов. Я клипы считаю большим злом, придуманным в 80-е годы. Они могут быть интересными, но обычно это малобюджетные клипы очень уж крутых артистов, таких как Radiohead. Это отдельная маленькая киношка, снятая простым методом, без наворотов: без горящих роялей, без летающих камер (которые серьезно вредят музыке и развитию отношений между музыкантом и зрителем). Песня же представляет собой такой конгломерат слов и нот, который должен возбуждать совершенно определенную, для каждого человека совершенно отдельную ассоциацию. Клип же предлагает всегда законченную схему. - Какие из клипов на ваши песни тебе нравятся? - Когда мы снимаем клип, мы доверяемся каким-то художникам. Иногда это было удачно, как дважды работа с Дмитрием Резчиковым. Он нам снимал клипы на песни “Звери” и “Волшебство”. Поскольку Резчиков делал мультфильмы, клипы получились абсолютно оторванными от реальности, проистекающей на экране. Это выглядит отдельным произведением. - В последнем клипе песни «Знать и не ждать» - чья была идея с невесомостью? - Там не то, чтобы невесомость. Просто в Петербурге есть уникальное помещение. По периметру комнаты натянут батут, точнее решетчатый пол - это стенд для изучения работы всевозможных акустических устройств: колонок, динамиков, микрофонов. Идея была наша, снять именно там, и получился очень простой клип, правда, мы его пока не смонтировали. - Вы со Смирновым работали над “Голью” и над клипом “Розембом”. Его опыт, как кинодокументалиста, как-то повлиял на эти работы? - Cмирнов по образованию театральный режиссер, закончил ГИТИС, он еще Высоцкому бегал за водкой в свое время. Его самый, на данный момент, масштабный опыт - постановка в качестве второго режиссера спектакля “Братья и сестры” Малого драматического театра Петербурга. После этой постановки он перестал работать в театре, разочаровался, как раз в перестроечную эпоху. Тогда гораздо интересней было то, что происходило в реальной жизни, политические события и последовавшие за ними военные события. В частности в Карабахе, в Чечне и в Абхазии. Он приобрел себе новую специальность – стрингер. В мировой практике, это человек, который ездит по горячим точкам и делает репортажи. - Его новая профессия дала о себе знать? - В спектакле “Голь” - да. Роман десять лет провел с людьми, которых страна посылает куда-то воевать и они делают там свое дело. Это абсолютно державнические настроения, В “Голи” у Гоголя это прямым текстом написано, даже не нужно было ничего придумывать. “Я воевал там, я не просто стацкий советник, я стацкий советник кавказского разлива.” Естественно, у Романа это больная тема - он видел массу человеческих трагедий. - В чем различие между написанием музыки к спектаклю и к сериалу? - Сериал - это продукт телевидения, его смотрят простые люди, материал легко прерывается рекламой, и каждая секунда сериала должна притягивать к себе. Задача продюсера в том, чтобы зритель не переключил канал. Терминология, которой пользуются продюсеры, не сравнится с самой серьезной аргументацией попсовых продюсеров. Там такие звучат слова: “Чтоб хавали, для народа”. При этом они хорошие профессионалы. Например, с Ильей Макаровым мы работали над сериалом “Тайны следствия”. Он в этом отношении более гибкий. Кстати, это первый случай в российской практике, когда музыка пишется отдельно к каждой серии. Обычно пишется одна тема, и она звучит из серии в серию. - Значит, осталось много рабочего материала?
- То есть она идет в рабочий стол? - По контракту я не могу ее больше нигде использовать. Записано огромное количество музыки, год жизни, 98 оригинальных произведений. - Расскажи, пожалуйста, о работе над фильмом "Упырь"? - Это абсолютно продюсерский проект. Бывает талантливый режиссер и не менее талантливый продюсер, который ничего в творчестве не понимает и туда не лезет, зато понимает, как ему получить деньги. Он и диктует, какая нужна музыка, что подойдет, а что нет. - Существует ли для тебя понятие "питерский кинематограф"? - Сейчас уже нет. Кто делает питерское кино? К примеру, люди которые населяют эфир нашего радио, уральская диаспора, которая мощно обосновалась как в Москве, так и в Питере. Я уважаю Балабанова, но это кино сугубо свердловское. Среднероссийское кино, протоазиатское, с желание вылезти в Европу. Ни туда, ни сюда. И Балабанов не очень любит Петербург, мы с ним об этом говорили. И наш город у него не похож сам на себя, то же Смоленское кладбище. Не знает и не любит, просто там живет. Для нас в Питере делают кино Алексей Герман и Александр Сокуров. - А Баширов? - Баширов снял только один фильм. "Железная пята олигархии", в котором мы принимали участие. Есть студия "Дебошир-фильм": в ее стенах зреет масса проектов, масса сценариев, довольно ярких и бодрых. Нет денег. В Питере нет денег, но питерские люди возможность получать деньги сами упустили, потому как у художники излишне инфантильны - "мы типа, отдельно, ах, у вас там культура в Москве". Москва сказала: "Ну да, хорошо". Питерские режиссеры очень неплохие. Но здесь же снимает кино каждый дурак. Такое количество отвратительно снятых фильмов. Есть масса короткометражек. Что -то происходит, но питерского кинематографа как такового нет. Ставицкая, наш продюсер, которая снимала "Противостояние", все картины Рановича, серьезный профессионал, сейчас работает на сериалы, народное локальное кино. - К тебе поступают предложения? - Мне постоянно звонят мальчики и девочки, которые хотят что-то делать, но они даже не понимают, что можно зарабатывать деньги. В Питере много энтузиастов. К сожалению, это распространяется и на музыкантов. Правда, я никогда мальчиком-одуванчиком не был. Я всегда знал, куда пойти, кого попросить, где записать, кому отдать. Главное - правильно отдать. - Как ты думаешь, как этот процесс происходит в Москве? - Московские режиссеры очень хорошо знают, у кого просить и кому отдавать, но не знают зачем. Я вот посмотрел Александра Зельдовича "Москва". Великолепная картинка. Актерская игра. Друбич. Я еще в детстве был в нее влюблен, потом забыл, потому что она исчезла, и, увидев, снова полюбил. А зачем все это - непонятно. Хотя фильм держит долго, эстетика затягивающая. Я говорил со всеми своими друзьями и все соглашались, желание уйти возникало часто, но все остались до конца, а после просмотра видеоряд еще потом долго тащит. Но все это натянуто, все эти физические отношения между персонажами и их недвижимостью внутри фильма. - Работа над музыкой к ЖПО шла параллельно с записью альбома "Целлулоид", взаимопроникновения какие-то были? - С ЖПО практически нет. А вот с фильмом Ильи Макарова "Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь" (с Александром Лазаревым-младшим в главной роли) произошло прямое взаимопроникновение. Там были песни, которые вошли в фильм без текста и какие-то темы из фильма. Потом мы взяли их в альбом и положили на них тексты. Такое строго пропорциональное взаимодействие. Фильм записали за три дня. Усилиями ленфильмовских людей, меня и всех остальных, мы были дешевой рабочей силой. Сейчас-то мы уже по-другому работаем. - Писали, что музыка к ЖПО наполнена цитатами из Курехина и Прокофьева, ты согласен с этим? - Наполнена цитатами из Прокофьева - сто процентов. Причем это написано даже в нашем пресс-релизе. Поскольку ЖПО абсолютно постмодернистская вещь, скорее даже пародия на постмодернизм. Мы пошли по этому же пути. Там были Курехинские мотивации в аранжировках, это доведение до дебилизма некоторых постоянно повторявшихся цитат из классики из того же Прокофьева. Его творчество всегда было для меня ориентиром, я вырос на его пластинках. Баширов с оператором Сережей Ландо цитировали все Эйзенштейновские приколы, острые углы, набережные. - Ты снимался у Ильи Макарова в "Тайнах следствия". Как ты считаешь, человек без актерского образования может играть? - Иногда может, есть же масса актеров, у которых нет актерского образования. Я к их числу не отношусь. Во-первых, мне предлагают одни и те же роли в силу моей специфической прически. Как правило, это бандитское логово или тюрьма. У Ильи я сыграл роль, потому что деваться было некуда, - заставили. Режиссер сказал, что все это займет 2 часа, при этом в Крестах пришлось просидеть сутки. - На сцене ты актер? На сцене все актеры. Лицедейство, которое в определенной пропорции смешивается с искренностью. Так или иначе, ты должен актерствовать. Приходится наполнять свое лицо како-то значимостью, когда в голове ничего, жесткое похмелье, перелет из Куйбышева и хочется спать, - а тебе нужно что-то изображать. Хотя у нас песни такие, что особо не поактерствуешь. Они построены в основном на личном материале. А те, которые построены не на личных переживаниях, с годами становится все меньше и меньше. Они просто не пишутся. А это плохо. - Говорят, что ты участвовал каком-то порно-фильме? - Когда мы были в Лос-Анджелесе на гастролях, один известный продюсер предложил мне сняться в порно-кино. За очень маленькие деньги, надо сказать. Я сказал, что с удовольствием, если там будут девушки в моем вкусе. Я описал ему все параметры девушек. Девушек нашли, мы сняли кино, развеселились, получили свои деньги и уехали в Россию. - А еще ты снимался у Алексея Германа? - Да. Я снимался и дошел до последней стадии работы, прошел фотопробы, прошел видеопробы, на главную роль. В итоге из двух прошедших на главную роль Герман остановился на Ярмольнике. Моя подруга, которая там работала, рассказывала, что Герман после очередной ссоры с Ярмольником, Герман закричал: "Был же у нас нормальный парень на эту роль!". - Есть у тебя любимые режиссеры? - Во-первых, сам Герман. Очень хороший фильм "Мой друг Иван Лапшин". Я очень люблю Дэвида Линча, старого Жан-Люка Годара (фильм Weekend). Когда у меня спрашивают, с каким фильмом можно сравнить мое творчество, я отвечаю: ранний период, безусловно, с Годаром. Теперь наше творчество вошло в другую какую-то стадию, и нас можно сравнить с фильмом "Замужество Марии Браун" Фассбиндера. Люблю Коэнов. А сейчас мы участники фильма Вендерса. Буржуазный и спокойный стиль. - Ты как-то сказал, что озвучиваешь жизнь. А когда ты к кино пишешь музыку, ты озвучиваешь кино или свои ощущения? - Я озвучиваю ощущения относительно этой придуманной жизни, потому что музыка начинается из тишины, а я - сторонник тишины. Нужно максимально выдержать тишину в саундтреке. Как правило, режиссеры говорят: "У нас здесь провал по ритму, c монтажом не сложилось, поэтому здесь надо поставить какую-то вещь". К сожалению, приходится служить такой заплаткой. Я очень люблю, когда мало в фильме музыки. Например, фильм "Мертвец", там до фига музыки, которую Нил Янг сыграл, но там удивительный баланс между тишиной и диалогами и просто одна гитара. - Какого европейского режиссера ты хотел бы озвучить? - Последняя новелла в фильме "Ночь на Земле" Джармуша снималась в Хельсинки. Я считаю, что следующая должна сниматься в Питере, и мы бы ее озвучили вместе с группой "Ленинград". Это было бы похоже на правду. - Ты как -то сказал, что Михалков провозгласил врагами всех тех режиссеров, с которыми вы работали. А с кем ты мог работать из наших режиссеров, не считая друзей? - С Михалковым мог бы работать легко. Он человек простой, и к нему ключик найден давно. Насколько я знаю, он сейчас собирается снимать "Статского советника" по Борису Акунину. Понятно, что он повелся на псевдодержавную тему и теперь работает в этом направлений. Безусловно, с Сергеем Винокуровым и Максом Пежемским. У них всегда очень бодрые и резвые проекты. Хочется сделать кино с авангардным режиссером и ортодоксальным, таким как Михалков. Хотелось бы похулиганить в великодержавнической области. -Я слышала, что тебе не нравится "Черная кошка белый кот" за эксплуатацию национального образа, это так? - Мне нравится Кустурица раннего периода - "Папа в командировке". Фильм, снятый еще при советской власти в Югославии. Он более лаконичный и там нет "цыганщины". Балканский образ жизни, модный в Европе, которая загнила... И это не мешает Европе свою "любимую" страну бомбить. Мне видится в моде на малую национальную культуру кризис нормальных имперских амбиций. Когда великий русский народ начинает торчать от какой-то отдельно взятой республики, в этом чувствуется какой-то упадок, который является прямым продолжением концепции постмодерна, довольно серьезно воняющий трупятиной. В этом смысле Михалков выглядит актуальнее... |
| T E Q U I L A J A
Z Z Z | Е. Ф Ё Д О Р О В | Р А Z Г О В О Р Ы | М У Z Е Й | B O O K Z |
|
D O W N L O A D | С В Я Z Ь & T H A N K
Z | К А Р Т А С А Й Т
А |